Мифологема нового героя

Все мы родом из детства, от папы и мамы, значимых других и из любимых книжек. Почему это именно так? Сейчас на этот вопрос утвердительно отвечает не только психология, но и та естественно-научная парадигма, о которой мы догадываемся, слушая о научных достижениях нобелевских лауреатов, но упорно продолжаем не замечать в каждодневной жизни: «Нет реальности отдельно от воспринимающего эту реальность».

Что это значит для каждого из нас, в каждый момент нашей жизни? Это значит, что нет обстоятельств самих по себе, есть лишь наше личное восприятие этих обстоятельств.

Как и герои любимых с детства книг мы каждый день пишем, читаем, себе и другим, книгу собственной жизни, в которой мы или являемся главным героем или не дотягиваем до этой роли и отдаем ее другим, «более достойным». Если играем главную роль, то мы уважаем и любим себя, если нет, то завидуем и уничижаемся. Иными словами, источник нашего самоощущения всегда в сравнении бессознательной идеи о счастье и степени его реализации в каждый момент жизни.

«Счастье — это сейчас!» — этот плакатный лозунг для многих звучит как открытие. Вся сила в сейчас, сейчас прими решение и измени свою реальность, в этом «сейчас» соединились и последние достижения науки и постулаты духовных практик. В нашем бессознательном нет времени, в том представлении каким мы пользуемся, проживая свою жизнь. В нем время не линейно, а событийно, есть внутренние события, значимость которых с годами только возрастает, и свои выборы мы делаем на их основе, а не на логике последних дней. Выборы практически никогда не определяются внешней ситуацией — это всегда внутреннее телодвижение, вытекающее из ценностей и представления о самом себе. И эти два последних обстоятельства и являются тем, что мы выносим из нашего детства.

Конечно, мы не заложники нашего прошлого, но лишь в том случае, если мы это осознаем. Осознание случается, если вообще происходит, в достаточно зрелом возрасте, когда первая половина жизни, или ее треть, уже прожита. Вопрос в том, как эту первую, неосознанную, часть жизни прожить более счастливо? Что может повлиять на это? Ответ очень простой, любящие и уважающие друг друга и мир вокруг, родители и дополняющий это миф о самом себе. Всегда пугают герои, которые принимают одни и те же решения, на протяжении жизни они не меняются, не меняются их принципы и жизненные позиции, они всегда предсказуемы, все над тем же смеются, все над тем же плачут. Так, вечная Ассоль всегда терпеливо ждет от мужчины реализации свой мечты, и все так же не готова сотрудничать и строить отношения, что в 20 лет, что в 50. Так же страдает от несоответствия себя и любимого, русалочка, и готова отдать его более достойной сопернице.

Если в детстве и отрочестве мы имели лишь один притягательный образец подражания и застряли в нем, то он неизбежно будет разрушен постоянно изменяющейся жизнью, и мы будем переживать его смерть как свою собственную. Что умирает в нас в кризисных жизненных обстоятельствах, мы сами или наши образцы и идеалы? Мы склонны чувствовать, что мы сами, а не наши представления о себе и о людях. И если притягательный образец всего один? Тогда у нас нет шанса пережить определяемые сюжетом жизненные коллизии. Чем больше притягательных героев, и проживаемых ими сюжетов, тем больше у нас ресурсов трансформировать себя в ходе постоянно изменяющихся жизненных обстоятельств, и меньше шансов умереть вместе с ними.

И, если предыдущее рассуждение о «судьбоносности» детских мифологем реализуется в жизни каждого из нас, вне зависимости от того, знаем мы об этом или нет, то веяние последних 10 лет достаточно ново и не вполне освоено. Оно касается в первую очередь наших изменившихся представлений о враге и герое.

У «героя былых времен» было очень много сильных врагов. Иногда, они оказывались сильнее его, и герой погибал. Вряд ли сейчас популярны книги Аркадия Гайдара, а почему? Что стало с врагом? Мир вокруг изменился, и в нем все меньше врагов, и они все более безобидны. Мир из черно-белого постепенно превратился в бело-серый и, вполне возможно, очень скоро превратится в бело-белый. Как жить в таком мире, на чем наращивать энергию, против кого?

Как выбирать хорошее из плохого, мы уже научились, а как выбирать из хорошего, лучшее для себя? Как живут герои, которым некого побеждать, что является их движущей силой? И, если мы даже дадим ответы на эти вопросы, то как их представить новому поколению в тех самых притягательных образах и сюжетах? Детские книжки, отражающие мир вокруг, новые герои, знающие, что ничего и никогда нельзя потерять и можно жить вечно, постоянно созидая новые цели и консолидируясь с людьми сообразно ним. Как хочется читать про них и маленьким и большим, уставшим от борьбы и готовым увидеть этот мир другим. Книги и их герои — это наши глаза и уши, руки и ноги, иными словами, это то, что и как мы видим в жизни, что в ней слышим, что делаем и как поступаем, это наше представление и самих себе и том, что вокруг. Какое же это счастье встретиться с новым героем и новым для себя сюжетом, тем чего не было в твоем жизненном опыте и что снимает незримые ограничения творить, любить и быть свободным.

Назад...