Сновидения в контексте жизни
Вам письмо…
Бог говорит на разных языках, и толкование снов зависит от того, кто в нашей картине мира шлет нам сны. Так кто же рассылает письма?
Внутри | снаружи
Если спросить обычного гражданина о том, как он представляет себе внутреннюю жизнь, то среднестатистический ответ прозвучит приблизительно так — «Это мои мысли, мои мечты, чувства и переживания, мой разговор с самим собой…»
Разговор с самим собой подразумевает наличие внутреннего собеседника, есть кто-то внутри меня, но не я. Он знает то же, что и я, и что-то еще, если ему есть что ответить на мой вопрос. Это не хитрое рассуждение о состоянии нашей внутренней жизни, наводит на мысль о том, что имеется внутреннее Я, на мнение которого можно опереться.
Провзаимодействовать со своим внутренним Я возможно оставшись наедине с самим собой, что обычный гражданин не любит, и предпочтет одиночеству просмотр ТV или встречу с друзьями. Обесценивание внутренней жизни, и придание значимости жизни внешней сродни превалированию в нашей жизни разума над чувствами, результата над процессом, маскулинных ценностей над фемининными, будущего над прошлым…
Подобный дисбаланс вызывает у нас тоску по природе, тягу к путешествию. Нас манят иные культуры, в которых эмоциональный интеллект и иррациональное знание привычно ценятся выше прагматизма… Бали, Индия… Соприкасаясь с их культурой мы как будто восстанавливаем что-то недостающее в нас.
Путешествуя по Индии я часто встречала у храмов людей с высушенными конечностями, руками или ногами. На вопрос, зачем они это делают, звучал ответ о добровольном самоограничении ради стяжания божественной благодати, лучшем качестве следующей реинкарнации.
Чтобы высушить выбранную конечность надо прекратить ею пользоваться, отключить от нее свое внимание, жить так, как будто ее нет. И мне подумалось, так ли уж сильно отличаемся мы от индусов, старательно высушивающих части тела, ради некой религиозной идеи? Что понуждает нас «высушивать» свою внутреннюю жизнь, свои телесные и эмоциональные переживания, свою связь с традицией и прошлым? Когда это началось и почему продолжается? Внутренняя жизнь — это ведь то, что нельзя пощупать, увидеть или услышать, это то, что сокрыто и не материально. Идея вождя мирового пролетариата о разрушении старого мира до основания и строительства нового на его обломках является следствием или причиной «высушенного» правого полушария мозга? Уменьшение вследствие болезни правой доли мозга вождя до размеров грецкого ореха, невозможно не соотнести с его ненавистью к традиции, прошлому, не материальному. Что же первично и что вторично? Превалирование левополушарного, логического, рационального мышления над правополушарным, образным, иррациональным привело к идее разрушения и революционного катаклизма или же, наоборот, одержание идеей привело к болезненному «высушиванию» правого полушария Владимира Ильича? Что же первично материя или сознание?
На уровне быта мы продолжаем жить по заветам вождя, «высушивая» нашу внутреннюю жизнь, влекомые общепринятыми коллективными ценностями, полагая их первичными. Достижения естественных наук, начиная с теории относительности и вибрационного устройства мира до идеи существования множества пространств и измерений, поиска путей отмены феноптоза, должны были бы изменить наши представления о мире, в котором мы живем, но этого не происходит. И мы до сих пор думаем, что мозг генератор нашей психики, а не ее ретранслятор. Предпочитаем не знать, что сознание определяет бытие, а не наоборот, и продолжаем «высушивать» свое правое полушарие, определяющее символическое восприятие и бессознательную психику.
Идеи Фрейда, Юнга, Грофа и Уилбера о наличии и структуре бессознательной психики используются в основном цитатно без осознания их смысла лично для себя и своей жизни. То, что должно было бы перевернуть саму жизнь в ее основе, продолжает существовать на уровне знания образованного и культурного человека, но ни коим образом не стало пока актом саморефлексии, основой мировоззрения, способом жизни.
Последние десятилетия мы живем в удивительное время совпадения естественно-научных, философско-социальных и духовных представлений о человеке и его развитии. Обобщенное видение сводится к тому, что в психике человека сознательная часть составляет около 4%, а бессознательная — 96%. Что же в психологии относят к сознательной психике? Все то, что мы осознаем о себе и о том, что вокруг нас, привлекая кратковременную и долговременную память. К бессознательной — все то, что от сознания сокрыто. Сокрыт от сознания фрейдовский подвал, или низшее бессознательное, куда мы вытесняем ту часть себя, с которой не хотим иметь дело, наши комплексы и травмы, наше тело и его потребности. Сокрыто от сознания и высшее бессознательное, где лежат до поры до времени (может до следующих реинкарнаций) наше призвание и гениальность, и все те способности, которые мы готовы видеть лишь у святых или пророков, но страшно признать у себя.
Человек «в поисках смысла» отправляется во внутреннее путешествие в свое бессознательное, его подвалы и его кладовые. Это и есть осмысленная внутренняя жизнь, отличие героя от обывателя, заурядности от гениальности. Герой, в отличие от участника массовки, в своей собственной жизни смещает центр своей психики от ролевых игр к принятию себя и своих теневых аспектов, беря на себя ответственность за свои отношения с людьми и обществом, прекращая виноватить кого бы то ни было в своих неудачах. Герой своего романа берет ответственность за свои телесные недуги, не борется с болезнью, а учится у своего симптома и выходит на состояние здоровья. Герой способен отвечать за окружающую его природную и социальную среду, а это значит центрирует себя уже не на сильном эго (отметим, что для обывателя и это невозможно), а на ценностях своего Высшего Я. Эта божественная нуминозная часть психики каждого человека ждет своего освоения.
Начать активную внутреннюю жизнь не означает исчезнуть из жизни внешней, наоборот, сделать ее еще более наполненной и целенаправленной. Это достигается за счет навыка «жить на берегу»: в каждый момент и при каждом выборе соединять внешнее и внутреннее. Юнг называл «жизнь на берегу» состоянием синхронности: когда внешний акт синергетично (давая новое качество) сочетается с внутренним. В этом случае человек, совершая поступок, ощущает прилив жизненных сил, и каждый созидательный акт наращивает его активность.
Итак, основа внутренней жизни — это системный разговор сознательной части психики с тем, что от нее сокрыто. Этому диалогу нужно учиться. В нашем же культурном представлении обучение возможно лишь для глубокого невротика или психопата, обратившегося к консультанту или терапевту в силу необходимости, только им может посчастливиться наладить диалог с собственным бессознательным и пройти психологический ликбез. Из этого посыла вытекает цель написания этой книги: помочь условно нормальному гражданину открыть для себя такую возможность, и, если он того пожелает, ликвидировать безграмотность в отношении своей внутренней жизни.
В первую очередь, это значит, про — осознавать себя в отношении собственного мировосприятия, и, во вторую, в отношении собственной образной и символической деятельности.
И, если необходимость понимать, каково твое собственное мировосприятие, представляется очевидной, то образная и символическая деятельность нуждается в пояснении. В данном случае будем понимать термин деятельность, как внутреннее делание по освоению продуктов своего бессознательного в самых разных формах от телесного или невротического проявления до cинхронных событий и сновидений. Последние приходят к нам из глубины бессознательной психики, из того, что сокрыто, и наше сознание может лишь осваивать этот дар. Если же этого не делать, то по меткому выражению Юнга — « боги превращаются в болезни», и научение от негативного опыта, через страдание и последующее вразумление, входит в привычку. Менее привычным является профилактика страдания, когда осознание cимволизма событий меняет нашу форму реагирования как эмоционально, так и на уровне поведения.
Событиями, которые рассмотрены в этой книге, являются сновидения, и не только потому, что треть жизни мы проводим во сне , а значит « это кому нибудь нужно », а потому, что в работе с собственными сновидениями мы неизбежно соприкасаемся со своим творческим началом, а это уже нужно всем.
Итак, бессознательная психика перманентно шлет послания нашему сознанию. Выбор за нами — открывать ли свою почту.
Наша жизнь | научная парадигма
Обучение философии в Санкт-Петербургском Университете оставило внутри меня послевкусие материальности мира, когда сознание лишь скучно и бесконечно осваивает ощущения от него. Объективный, и тем паче субъективный, идеализм рассматривался с позиции критики; материалистами обязаны были быть все. Время шло, социальные катаклизмы сподвигали на смену мировоззрения, но послевкусие оставалось и не только у меня. Чем же вызвано подобное умозаключение?
Век просвещения подарил нам много чудных открытий и сформировал восприятие, мало отличающееся от сегодняшнего. Ньютоно-картезианский подход рассматривает мир как состоящий из множества отдельных друг от друга объектов, в нем действуют силы притяжения и отталкивания. Материя первична, а сознание вторично. Время линейно, прошлое прошло, будущее неизвестно. Человек такой же отдельный объект, к чему- то или к кому- то притягивается, от чего- то или от кого- то отталкивается. Жизнь его начинается с рождения и заканчивается смертью. Отдельность от мира порождает тревогу по поводу будущего и страх настоящего. События, которые с человеком происходят случайны, следовательно, за них невозможно нести ответственность. Что же тогда остается, кроме как конкурировать за место под солнцем. И эта пожизненная конкуренция, подогретая теорией ограниченного блага, продолжает оставаться послевкусием материализма и основой нашего современного мировосприятия.
Открытия естественных наук ХХ века современные школьники не изучают, это знание становится доступным лишь студентам, но не всех ВУЗов и не на всех факультетах. Считается, что теория Эйнштейна, и последующие открытия в физике, химии, биологии и на стыке этих наук важны только для научного же употребления и никак не отражаются на нашем восприятии жизни. В то же самое время идея, что вся материя, живая и неживая, состоит из атомов и молекул, превращает отдельность объектов в иллюзию. Теория поля и квантовая физика свидетельствуют, что все в природе (и социальной в том числе) взаимосвязано, все объекты излучают энергию и поглощают ее, и через это опознаются. Тогда, экстрасенсорные способности должны бы пониматься нами как сенсорные; телепатия, телекинез, левитация — должны бы стать доступными для всех навыками. Но этого не происходит, почему? Потому, что мы «познаем мир проекциями своей души». Этот сакраментальный тезис Юнга при расшифровке дает очень простой ответ — прежде чем опознать, нужно назвать, а для кого-то, узнать о том, что это уже названо. Когда мы твердо знаем, что человеческое тело излучает энергию, и его энергетическое поле доступно для наблюдения, тогда мы признаем у себя способность видеть ауры и начнем это делать. И если, «ничто не возникает из ничего, и не исчезает бесследно», то и жизнь человека не начинается от рождения и не заканчивается смертью. Тогда легче принимается идея реинкарнации, и нам «станет» доступной информация о наших предыдущих воплощениях, сокрытая в глубине бессознательного.
Достижения естественных наук рубежа веков, начиная с признания существования множества измерений и реальностей и заканчивая механизмом феноптоза, утверждают нас в мысли о том, что время может течь в любом направлении и реально только сознание, изменяя которое, можно менять свое прошлое, настоящее и будущее. Важен лишь выбор, который делается сейчас. И его надо делать, исходя из желаемого будущего, а не из страха и негативного опыта прошлого.
Наблюдающий и наблюдаемое взаимосвязаны, значит, мир — лишь «зеркало для героя». Мы смотрим в него и видим себя. Нет больше никаких оснований присваивать людям свои мысли и чувства или думать, что мы сним сны про кого- то, а не про себя. И тогда, прямо сейчас можно сделать выбор начать строить свой новый мир, что и будет означать снять проекции с людей и обстоятельств, и взять полную ответственность за свою жизнь. Вся сила в нас и в настоящем моменте. Когда мы знаем, мы сумеем опознать. Вопрос как? Мы живем в то прекрасное время, когда знание научное и мистическое совпали в своем взгляде на человека как со-творца своего мира, и психологическая практика, как совмещающая в себе оба этих знания, готова предложить путь сотворчества, всем, кто его выберет. Я не претендую на полноту научно-обоснованного доказательства первичности сознания и ответственности каждого за события, отношения, недуги, комфорт или дискомфорт свой жизни, если захочется углубиться в эту тему, то список литературы, приведенный к этой главе, поможет с этим справиться. Самое важное — суметь допустить такую возможность и попробовать направить усилия на переустройство cвоего мира.
Сновидения в 4-х зеркалах сознания
В «Интегральном видении» Кена Уилбера предлагается все явления жизни рассматривать с 4-х позиций: их
— внутреннего индивидуального освоения — (Я),
— внутреннего коллективного освоения — (МЫ), и
— внешнего коллективного и индивидуального освоения — (ОНИ) + (ОН).
Почему мне кажется целесообразным обсудить сновидения с тех же точек зрения, во первых, потому, что такое исследование более увлекательно и целостно, т. к. объединяет в себе собственно научное или «объективное» знание (ОН + ОНИ), индивидуальный или «субъективный» опыт (Я) и культурное представление (МЫ). А, во вторых, потому, что мы привыкаем познавать действительность подобным образом с детства, но редко это осознаем.
Обычно человек начинает себя помнить лет с пяти, приблизительно с того же возраста мы помним и свои сны. Попробуем различить свой взгляд на самих себя в 4-х зеркалах нашего сознания.
Например, нам бывает грустно или радостно, больно, жарко или холодно, все это внутренние и индивидуальные ощущения (Я), но когда нас приведут на прием к врачу, то наше внутреннее переживание станет предметом анализа и сравнения с условной нормой, в этом случае мы исследуем наше тело и его проявления вместе со специалистом. Далее, мы учимся смотреть на себя глазами косметолога, массажиста, тренера фитнеса или психиатра (добавь свой опыт), как на объект научного или псевдонаучного изучения, как на объект (ОНО). Затем, приучая нас к социуму родители ведут нас в детcкий сад или развивающую группу, сообразно с их статусом и доходом. Взрослея мы все более отчетливо будем идентифицировать свое место в социально — политическом укладе жизни (ОНИ).
И, если с позиции врачевания мое тело вряд ли сильно отличается от чьего либо другого (ОНО), а паталогоанатому уж точно это будет все равно, то с точки зрения статуса, роли и дохода условия будут сильно различаться, и это еще одно зеркало, в которое мы смотрим на себя (ОНИ).
Четвертый и последний взгляд на себя, дарят нам наши отношения с другими людьми, это уже удел культуры, совести, морали и нравственности. Как чувствует себя рядом с нами другой человек может быть для нас важным или не очень, это и определит степень близости наших отношений (МЫ). Мы научены видеть себя во всех четырех зеркалах, но привыкаем, как правило к одному из них, а в остальных мы наблюдаем себя искривленно, или не отчетливо. Примеры профессиональной деформации можно встретить в любой профессии, для простоты и наглядности возьмем политического деятеля, вряд ли он хорошо рефлексирует себя (Я) или эмпатирует другим (МЫ), чаще он будет смотреть на людей как на возможных избирателей (ОНИ), на себя как на политика (ОНИ), и проверять свое здоровье, сообразно соцпакету (ОНО). Иными словами, жизнь и себя он будет преимущественно воспринимать с внешней позиции — коллективной (ОНИ) и индивидуальной (ОНО).
Для человека, увлеченного йогой или другими духовными практиками, любимым зеркалом будут свои внутренние переживания и медитативные прозрения (Я), в меньшей степени его будет интересовать общественно-политическая жизнь (ОНИ) или взаимоотношения (МЫ), т. е. аспекты коллективного опыта.
Рассуждения в общем понятны. Важно, что не только на самих себя мы способны смотреть по разному, но и все остальные явления жизни мы тоже оцениваем, исходя из привычного для нас угла зрения. Это не хорошо и не плохо, просто научившись разнообразить свои жизненные позиции мы сумеем получить более емкое представление о мире вокруг и о себе в нем. Именно поэтому, мы рассмотрим сновидения с точки зрения всех четырех позиций и Я, и ОНО, и ОНИ, и МЫ.
Квадрат (ОНО) даст пояснение сновидению в контексте психофизиологии, квадрат (МЫ) опишет роль сновидений в культурных традициях разных времен и народов, а также, варианты анализа, предлагаемые различными психологическими подходами, квадрат (Я) покажет как работать со своими сновидениями, используя на практике обретенные знания.
Сновидения в квадрате ОНО
«Мир сна — это столь же реальное состояние бытия, как и мир дня, мы не живем во сне в состоянии «выключения», мы просто живем в нем иначе».
Сэмюэл Данкелл
Во многих языках, древних и новых, для обозначения сна и сновидения используются два разнокоренных слова. В немецком языке сон в значении ночевка, спанье — передается словом Shlaf, а в смысле сновидения, иллюзии, грезы — словом Traum. Аналогичным образом различаются английские слова: sleep и dream, французские: sommei (сон, спячка) и reve (сновидение, мечта, греза). Тот факт, что различие между сном и сновидением фиксируется во многих языках употреблением разнокоренных слов, показывает смысловую разницу этих двух явлений.
Во время сна работа головного мозга не прекращается. Электроэнцефалографическое исследование процесса сна установило две основные фазы этого процесса: фазу с медленной электрической активностью, или «медленный» сон, и фазу с быстрой электрической активностью, «быстрый» сон, в период «быстрого» сна нам и снятся сновидения. «Быстрый» сон занимает 25% продолжительности сна человека. Во время этой фазы наблюдается быстрое движение глаз под веками, нарушение ритмичности пульса, учащение дыхания, повышение температуры тела и кровяного давления. Эти внешние проявления связаны с наступлением сновидения. Если спящего разбудить в конце фазы «быстрого» сна, то он сможет подробно пересказать его содержание. При пробуждении в период «медленного» сна человек не помнит сновидения и уверяет, что они отсутствовали.
Любой из нас в течение ночи сновидит от 3 до 5 раз, а иногда и больше. Первый период «быстрого» сна, наступающий примерно через 90 минут после засыпания, — самый короткий, обычно он длится от 5 до 10 минут. По мере продолжения процесса сна длительность каждого последующего периода «быстрого» сна возрастает. Самый продолжительный из них наступает под утро и может занимать более 30 минут, он и возвращает нас в будничное сознание. Нарабатываемая опытом способность просыпаться именно в этот период дает нам возможность запоминать не один, а даже несколько снов за ночь.
В одном из лабораторных экспериментов психофизиологии сновидений, испытуемых добровольцев будили в начале каждого периода «быстрого» сна, потом им давали снова заснуть так, чтобы в течение ночи они спали нормальное количество времени (7–8 часов), но были бы лишены фазы сновидений. Через несколько дней их приходилось будить по двадцать или тридцать раз за ночь. Контрольную группу испытуемых будили такое же количество раз в течение ночи, но не в периоды «быстрого» сна. В первой группе люди стали раздражительными, тревожными, они были напряжены и не могли сосредоточиться. В контрольной выборке таких симптомов не наблюдалось. Когда испытуемым позволили нормально спать, симптомы пропали, и в первые несколько ночей у них было в 2 раза больше сновидений, чем обычно. Эти эксперименты показывают, что сновидение жизненно необходимо нашей психике, без него работа головного мозга не может происходить нормально.
Последние данные, полученные при сканировании мозга в состоянии сна, свидетельствуют о том, что в фазе «быстрого» сна части мозга, ответственные за эмоции, инстинкты (сексуальные, агрессивные, выживания и т. д.) пребывают в активном состоянии, а лобные доли мозга, ответственные за подавление эмоций и инстинктов, пребывают в состоянии пониженной активности. Это значит, что в сновидении проявляются тенденции, блокированные в будничном сознании, или, иными словами, все то, что в сознательной жизни нами отрицается, реализуется в сновидении.
В БДГ-фазе сна информационная обработка образов восприятия происходит в обратном порядке, нежели в период бодрствования, т. е. не от ощущения к абстрактному представлению, а, наоборот, от идеи — в визуально-конкретные образы. Именно поэтому, для адекватного анализа сновидения необходимо привлекать способность индивида мыслить метафорично и жить в символическом пространстве своей культуры.
Немаловажным является и тот факт, что через сновидения мы сохраняем эмоциональные воспоминания и переводим их в долговременную память. Каждую ночь наш мозг обрабатывает впечатления, полученные за день, сопоставляет их с воспоминаниями из прошлого, определяет какие из них связаны друг c другом, и соответственно, должны быть сохранены, а какие нет, т. е. фаза сновидения переводит содержимое кратковременной памяти в долговременную, и эмоционально значимые взаимоотношения далекого прошлого появляются в наших сновидениях, требуя их переработки в настоящем. В этом смысле понятны результаты исследований характера людей, практически не помнящих своих сновидений: они отличаются сильной дистанцированностью, затруднениями в выстраивании близких отношений и склонностью к депрессии.
Таким образом, способность человека «видеть» сны и налаживать с ними обратную связь делает его более теплым, эмоциональным, творческим, и в конечном счете, более счастливым. К тому же творческие потенции мозга c годами не «стареют», а творческое стремление самого человека, его прорыв в новизну, способен преобразовывать саму организацию его мозга. По признанию Наталии Бехтеревой — в этом суть «магии мозга» и бесконечное таинство его познания.
P. S. Для некоторых людей недостаточный сон представляет серьезную проблему. Как правило, это бывает связано с их жестким представлением о том, что нужно спать определенное время. Если они не будут ночью спать достаточно, то им не избежать усталости и раздражения днем.
Источником таких представлений могут быть правила, вынесенные из родительской семьи, что жить нужно по распорядку: спать и есть, когда надо и сколько надо, а не когда и сколько хочется. Если эти регидные убеждения нам знакомы, то лучшее из того, что можно сделать, это допустить мысль о том, что психика, как открытая и самонастраивающаяся система, решила выделить нам больше времени для активной деятельности и творчески использовать такую возможность.